Организатор

Медиапартнеры

Первые итоги IPO Facebook: страхи, надежды и большой скандал

В российской версии журнала «Форбс» вышла статья, анализирующая первые итоги выхода на IPO самой крупной в мире социальной сети - Facebook. Ее основатель и CEO Марк Цукерберг и андеррайтер размещения на бирже Morgan Stanley обвиняются в том, что ввели инвесторов в заблуждение. Ажиотаж вокруг крупнейшего технологического IPO в истории постепенно сменяется массовым разочарованием, а на Уолл-стрит ведется активный поиск виноватых.

Организаторы IPO

«Основной шквал критики обрушился на лид-организатора размещения - Morgan Stanley. За последний год инвестбанк вывел на биржу сразу несколько важных интернет-компаний (LinkedIn, Groupon, Zynga и Pandora), и Facebook должен был стать самым крупным бриллиантом в его короне, закрепив за Morgan Stanley статус ведущего организатора технологических IPO. Все сложилось иначе. За несколько дней до IPO Morgan Stanley и финансовый директор Facebook Дэвид Эберсман решили увеличить объем размещения почти на 25% и повысить ценовой диапазон акций до потолка $38. Оба действия были ошибкой.

Как пишет The New York Times, многие крупные институциональные инвесторы были не готовы к покупке акций по столь высокой цене. Их неуверенность была с лихвой компенсирована спросом со стороны небольших индивидуальных инвесторов -значительно более капризной категории, подверженной резкой смене настроения и панике. Когда акции Facebook на открытии торгов в пятницу вопреки оптимистичным ожиданиям не стали демонстрировать двухзначных показателей роста, многие из инвесторов начали избавляться от своих пакетов. 

В дополнении к этому из-за внезапного увеличения объема предложения ряд инвесторов получили значительно больше акций Facebook, чем планировали изначально.

Совокупность этих факторов уже в первый день должна была обрушить стоимость акций Facebook ниже цены размещения. В Morgan Stanley не могли этого допустить: провал в первый же день торгов расстроил бы абсолютно всех участников процесса, от инвесторов до Facebook. В результате Morgan Stanley начал активно скупать бумаги социальной сети, стараясь стабилизировать котировки на приемлемом уровне.

Для стабилизации цен Morgan Stanley и компания использовали легальный механизм, называемый greenshoe и позволяющий организаторам IPO продать акций больше, чем у них есть. Если акции растут, то андеррайтер исполняет опцион, покупая акции у продающих акционеров. Если акции падают, то ему выгоднее купить их на рынке, что автоматически поддерживает котировки. К понедельнику из-за распродажи акций стабилизационный потенциал Morgan Stanley и других банков, как говорят, был почти полностью исчерпан и акции Facebook отправились в свободное плавание, подешевев во второй день торгов на 11%, до $34 за штуку.

Facebook

В понедельник вечером репортеры Reuters сообщили, что за неделю до IPO аналитики Morgan Stanley, Goldman Sachs и JP Morgan синхронно понизили свои прогнозы по выручке социальной сети во втором квартале (The New York Times рапортует о снижении запланированных финансовых показателей на 5%). Прогнозы были изменены после внесения Facebook очередных поправок в свой проспект. В них шла речь о небольшом снижении темпов роста доходов по сравнению с темпами роста количества пользователей и о возрастающей миграции последних с персональных компьютеров на смартфоны и планшеты, где социальная сеть пока не научилась показывать рекламу.

Сама по себе перемена настроения аналитиков инвестбанков за неделю до IPO хоть и достаточно необычна, но не преступна. Однако, как стало известно Reuters, об изменении прогнозов Morgan Stanley и другие организаторы сообщили лишь избранным, самым крупным клиентам. Все остальные инвесторы таким образом были поставлены в неравное положение. И вот это обстоятельство грозит организаторам крупными проблемами.

Вся история грозит неприятностями и для Facebook. Как отмечает Генри Блоджет из Business Insider, крайне маловероятно, что аналитики сразу трех главных организаторов IPO одинаковым образом понизили свои прогнозы лишь на основании пары туманных фраз в проспекте. Скорее всего, не обошлось без вмешательства топ-менеджеров Facebook, которые посоветовали своим андеррайтерам слегка понизить уровень оптимизма. Если коммуникация между аналитиками и Facebook действительно состоялась, это будет прямым нарушением американских законов. Узнать, как все было на самом деле, можно будет совсем скоро: юридическая фирма Glancy Binkow & Goldberg подала в суд Калифорнии соответствующий иск к Facebook от имени нескольких инвесторов.

Что дальше?

«Мы видели целую серию чудовищных решений от менеджеров и акционеров Facebook, продиктованных жадностью и хитростью. В дополнении ко всему они выбрали ужасный банк для организации IPO и чудовищную биржу для его проведения», - подвел итог популярный финансовый блогер и главный рыночный стратег компании Fusion IQ Барри Ритхольц.

Невозможно, впрочем, не признать, что само IPO для Facebook и ее ранних акционеров оказалось чрезвычайно успешным. Судя по всему, за свои акции они получили максимум возможных средств и даже чуточку больше. Однако у произошедшего могут быть и негативные последствия. Марк Цукерберг говорил, что больше всего его пугает эффект, который IPO окажет на сотрудников социальной сети. Коктейль из скандалов и теряющих в цене акций не улучшит рабочую атмосферу.

В краткосрочной перспективе стоимость соцсети будет колебаться в нынешних пределах - в ожидании результатов за второй квартал. Если они окажутся удачными, можно ожидать возвращения котировок на уровень IPO или выше. Стоит учитывать, что через три месяца истечет ограничение для сотрудников компании, которые получают возможность продать свои акции на бирже. В результате на рынок может хлынуть новая волна ценных бумаг.

В целом Facebook остается привлекательной компанией, о перспективах которой не стоит судить по динамике акций в первые дни сверх меры ажиотажного IPO. У социальной сети по-прежнему есть шанс оказаться следующим Google или Amazon.

Текст перепечатывается с небольшими сокращениями и с разрешения редакции журнала Forbes, генерального партнера Международного форума «Медиа Будущего».